Выпускникам

Выпускникам

Советы выпускникам по подготовке к ГИА от педагога-психолога

Преодолеваем волнение перед экзаменом…

Перед экзаменом:

  • Готовьтесь! Тщательно изучайте материал.
  • Не бойтесь приближения экзамена: Рассматривайте экзамен как возможность показать обширность своих знаний и получить вознаграждение за проделанную Вами работу.
  • Хорошо выспитесь в ночь перед экзаменом.
  • Отведите себе время с запасом, особенно для дел, которые надо выполнить перед экзаменом, и приходите на экзамен незадолго до начала.
  • Расслабьтесь перед экзаменом.
  • Не старайтесь повторить весь материал в последнюю минуту.
  • Не ходите на экзамен с пустым желудком.
  • Возьмите конфету или что-нибудь другое, чтобы отвлечься от волнения.

 Во время экзамена:

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Распределите время на выполнение задания.
  • Сядьте удобно.
  • Если Вы не знаете ответа, пропустите этот вопрос и приступайте к следующему.
  • Если Вы проходите тест-эссе и не можете ответить на весь тест, выберите вопрос и начинайте писать. Это может дать толчок к формированию ответа.
  • Не паникуйте, когда ученики начинают сдавать свои работы. Те, кто первым выполнил задание, не получат за это дополнительных очков.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Умение планировать свое время — это одно из самых главных умений. И чем раньше вы научитесь это делать, тем успешнее будет ваш процесс обучения в будущем.

Свои планы лучше разбивать на три типа: долгосрочные, краткосрочные и ближайшие. И главное — заведите ежедневник, куда вы все свои планы будете записывать.

ВНИМАНИЕ

Очень часто бывает так, что во время изучения какого-то предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, чтобы сконцентрировать внимание, сделать так, чтобы не отвлекаться.

Что же можно сделать?

Во-первых, подготовить специально отведенное для учебы место. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание (например, фотографии).

Во-вторых, поза должны быть “собранная». Сидеть лучше не в мягком кресле, а на твердом стуле.

В-третьих, можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые могут вас отвлечь. Для лучшего УСВОЕНИЯ материала необходим активный подход к делу. При изучении предмета, при чтении книги подчеркивайте важные места, выписывайте их, конспектируйте. Многие из вас, наверное, при изучении используют карточки со словами. Очень полезный метод. Его можно использовать и для всех прочих предметов, записывая, например, правила русского языка, математические формулы и т.д. Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия.

МЕТОДЫ  ИЗУЧЕНИЯ  МАТЕРИАЛА

ПЕРВЫЙ ШАГ — обзор материала: просмотр заголовков и беглое чтение, чтобы представить общее содержание.

ВТОРОЙ ШАГ — к каждой теме (заголовку) сформулировать по одному вопросу.

ТРЕТИЙ ШАГ — читать текст, и по ходу чтения пытаться найти ответы на поставленные вопросы.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ — ответить на эти вопросы. Пятый, заключительный, шаг — повторить материал (останавливаясь подробно на трудных местах).

ЗАПОМИНАНИЕ

Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить, запомнить. Поэтому запоминание — ключевой момент. А значит, надо научиться хорошо и много запоминать.

Вот несколько методов для тренировки памяти

Чтобы запомнить, например, телефонный номер 231-97-75, можно разбить все цифры на группы и придумать для каждой группы простую ассоциацию. Например: 23 — возраст брата, 1977 — год рождения сестры, 5 — месяц ее рождения. Вместо семи единиц информации стало всего три, да и те относятся к семье.

Для запоминания имен новых знакомых можно использовать такой метод: повторять имя вслух (например, часто обращаясь в нему по имени). Известно, что слуховая информация дольше удерживается в памяти, нежели визуальная (правда, это верно не для всех), поэтому для запоминания номера телефона, который вы увидели написанным, повторите его вслух несколько раз.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

Вначале о том, что напрямую не связано с предметом и его изучением. Это внешний вид работы при письменном экзамене. Пишите аккуратно и без грамматических ошибок, простым и ясным языком. Хотя это и не самое главное, но при прочих равных условиях это может повысить оценку вашей работы по сравнению с другими.

По возможности попытайтесь максимально приблизить условия при подготовке к экзамену к тем, которые будут во время экзамена. Идеально, если вы будете готовиться в том же кабинете и за тем же столом, где и сдавать экзамен.

Не забывайте делать перерывы. Позанимавшись час-полтора, отдыхайте минут 10. Если вы устали и хотите поспать, то лучше так и сделать. Нечего себя насиловать, тем более, что пользы все равно не будет.

СДАЧА ЭКЗАМЕНА

Начните с легких вопросов, а трудные оставьте на потом.

Не тратьте слишком много времени на какой-то один вопрос (иначе на более простые просто времени не хватит).

Постарайтесь распланировать и рассчитать время так, чтобы у вас хватило времени на все вопросы и осталось еще на окончательную проверку. (Это можно сделать заранее – ведь обычно известно, сколько будет вопросов в билете и сколько времени отводится на подготовку.)

Помните – почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо – происходит мобилизация организма, он “готов к работе”. Но если волнение сильное, то это плохо. У вас все вылетит из головы. В этом случае можно использовать несколько методов совладать со стрессом.

Во-первых, вы можете прокрутить весь экзамен у себя в мозгу. Вот вы успокоились, входите в класс, там вы в спокойном состоянии отвечаете на все вопросы. “Прожив” это в голове, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя значительно спокойнее и увереннее.

Во-вторых, учите больше, чем требуется, и дольше, чем вам кажется необходимым. У вас должен остаться некоторый запас, который на экзамене поможет легче вспомнить материал и почувствовать больше уверенности в себе.

В-третьих, вы можете успокоиться непосредственно перед входом в аудиторию. Прекратите волнительные панические разговоры с товарищами и вспомните и воспроизведите в мозгу что-то приятное и спокойное, не относящееся к экзамену.

И помните:

– Из всего времени, выделяемого на экзамене, половина должна остаться на проверку и переписывание.

– Черновик – очень важный документ, потому что если преподаватель будет затрудняться с выставлением оценки, он обратится в первую очередь к черновику.

Как правильно подготовиться к экзаменам

  • Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
  • Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.
  • Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
  • Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, – это опорные пункты ответа.
  • В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
  • При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге.
  • Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу – любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.
  • Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица.
  • Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, не спешите впадать в депрессию, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: “Ой, мамочки, я ничего не знаю” или “Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить”, а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.
  • Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому, отбросьте в сторону свой стресс и концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
  • Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) – научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.
  • За несколько дней до экзамена, обязательно “проиграйте” мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом – на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только “выдают” состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе!

УЧИМСЯ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

  • Взяв билет, прочитав задание на доске, познакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, который пусть не намного, но легче для вас.
  • Напишите примерный план ответа. Пишите даже то, что сначала может показаться вам не нужным, это поможет вам в процессе письма вспомнить еще какие-нибудь факты.
  • Если есть возможность прикрепите листок со своим планом к листу к экзаменационным вопросами, и экзаменатор увидит, что вы написали план ответа. Если возможно, сформулируйте короткий ответ на все вопросы в первом же предложении первого параграфа.
  • Таким образом, вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вы уяснили и вы имеете правильное представление о предмете. Когда вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросаются в глаза экзаменатору.
  • Убедитесь, что в готовом ответе есть вступление, основная и заключительная части.
  • Если внезапно оказывается, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень мало, не бросайтесь в панику, а сразу начинайте записывать все, что вы когда либо слышали по этому вопросу. Когда вы почти закончили отвечать и тут, наконец, вспомнили про то, что хотели рассказать, ничего страшного. Закончите говорить то, что говорили, а потом расскажите то, что пропустили. Не в коем случае не прерывайте ответ.
  • Сконцентрируйте внимание на ответе. Отвечайте коротко и ясною
  • Если вы оговорились, и все начали смеяться – не переживайте, это может случиться с каждым. По смейтесь вместе со всеми и все. Если оговорку никто кроме вас не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не случилось.
  • Если вам задают дополнительный вопрос, не пугайтесь, не спишите с ответом. Прежде, чем говорить, сформулируете ответ в мыслях.